Я был не из тех редких удачников и счастливцев, кто, рано угадав свою цель, упорно и уверенно шел к ней, делая вместе с тем и собственную судьбу. Мне удалось… не петлять в поисках легких путей и решений, не размениваться по мелочам. В этом заключается мой способ жизни, мой «угол атаки», и он меня не подвел.
Навигация
http://port-a.ru/ строительство домов и бань из клееного бруса.
Топ новостей
    Календарь
    «    Апрель 2018    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30 
    Облако тегов
    0
    Архив сайта
    Ноябрь 2014 (3)
    Сентябрь 2014 (2)
    Июль 2014 (4)
    Апрель 2014 (1)
    Март 2014 (1)
    Февраль 2014 (6)
    Два Гагарина
    Автор: enakievets | 9-07-2010, 00:29


    Лев АЧКАСОВ,

    ученик 11 класса лицея «Эрудит»

    г. Донецка

    Два Гагарина

    12 апреля 1961 года в Советском Союзе был выведен на околоземную орбиту первый в мире космический корабль - спутник «Восток» с человеком на борту. Когда Юрий Алексеевич Гагарин поднялся над Землёй и впервые увидел нашу маленькую и прекрасную планету с космической высоты, во Франции вышла статья «Два Гагарина». Если о «покорителе» космоса известно каждому школьнику, то о человеке, оказавшем колоссальное влияние на развитие русского космизма и космонавтики, известно далеко не всем. Именно поэтому, в год празднования 50-летия со дня первого полёта человека в космос мне бы хотелось рассказать о выдающемся человеке, русском религиозном мыслителе и философе-футурологе, деятеле библиотековедения, педагоге-новаторе и одном из основоположников русского космизма - Николае Фёдоровиче Фёдорове.

    Николай Фёдоров родился в 1829 году в селе Ключи Тамбовской губернии. Но поскольку он был внебрачным сыном князя Павла Ивановича Гагарина, он получил фамилию крёстного отца - Фёдоров. В 1849 году он окончил тамбовскую гимназию и поступил на юридический факультет Ришельевского лицея в Одессе, проучился там три года, затем был вынужден оставить лицей из-за смерти дяди Константина Ивановича Гагарина, платившего за обучение. Работал преподавателем истории и географии в уездных городах среднерусской полосы.

    В 1867 году он пешком пришел в Москву. В 1869 году устроился помощником библиотекаря в Чертковской библиотеке, а с 1874 года в течение 25 лет работал библиотекарем Румянцевского музея, в последние годы жизни - в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел. Его называли идеальным библиотекарем. Однако за 5 лет до своей смерти Фёдоров ушёл с работы, чтобы написать свой главный труд - «Философию общего дела». Умер он в 1903 году в Марьинской больнице для бедных.

    Николая Фёдоровича можно назвать монахом в миру. Он вёл крайне аскетичный образ жизни: не имел подушки, питался хлебом и чаем без сахара, всегда ходил пешком, но никогда ни на что не жаловался. Он продал свой казённый гимназический мундир, чтобы помочь ученику похоронить его внезапно умерших родителей. Из своего жалованья в 33 рубля себе Фёдоров оставлял лишь 8, а остальное раздавал нуждающимся либо покупал книги, при этом всегда отказывался от прибавок.

    Фёдоров страшно не любил славу, вещелюбие, идолопоклонство - всё это, по его мнению, мешает духовному развитию. Вероятно, именно поэтому он никогда не фотографировался и не позволял рисовать своего портрета. Единственное его изображение это портрет, который Леонид Пастернак нарисовал тайком от Фёдорова, прячась за полками с книгами.

    Фёдоров заложил основы мировоззрения, способного открыть новые пути для понимания места и роли человека во Вселенной. По его мнению, современное состояние общества не братское, здесь все против всех. Это происходит оттого, что нет общего дела. В принципе, объединяет война. Но она объединяет не всё человечество, а народ против народа. Поэтому нужен общий и реальный враг, который объединил бы всех людей, и враг этот, по мнению Н.Ф.Фёдорова - смерть. Следует помнить, что он считал себя истинным христианином, ведь именно Христос показал, что смерть победить возможно. И по идее Фёдорова, люди должны остановить смерть, а затем воскрешать своих умерших предков. А после этого необходимо осваивать космос, чтобы воскресшим было где жить.

    С «Философии общего дела» Н.Ф.Фёдорова начинается глубоко своеобразное философское и научное направление общечеловеческого знания: русский космизм, активно-эволюционная, ноосферная мысль, представленная в XX веке именами таких крупных учёных и философов, как Н.А.Наумов, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский и другие. Космисты выдвигают идею активной эволюции, то есть необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество берет штурвал эволюции в свои руки. Речь по существу идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении материи духом, об одухотворении мира и человека.

    Космическая экспансия - одна из частей этой грандиозной программы. Космисты сумели соединить заботу о большом целом - Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности - конкретного человека. Важное место здесь занимают вопросы, связанные с преодолением болезни и смерти и достижением бессмертия. Трансгуманизм - одна из черт учения космистов, вытекающая из самой сущности природной, космической эволюции.

    Общепланетарное мировоззрение, выдвинутое Н.Ф.Фёдоровым и русскими философами-космистами, ныне называют «мировоззрением третьего тысячелетия». Мысль о человеке как существе сознательно-творческом, как агенте эволюции, ответственном за все живое на планете, идея земли как «общего дома» важна в современную эпоху, когда как никогда остро перед человечеством встают вопросы об отношении к природе, её ресурсам, к самому несовершенному смертному естеству человека, рождающему зло индивидуальное и социальное. Философы-космисты предложили свой творческий вариант экологии, позволяющий эффективно решать глобальные проблемы современности. Выдвинутая в этом течении идея плодотворного диалога наций и культур, каждая из которых вносит свой вклад в «строительство ноосферы» - действенное средство воспитания в духе межнационального согласия, противостояния шовинизму, соперничеству «национальных эгоизмов». Идея преемственности, памяти, связи с духовным наследием прошлого, получившая новое этическое обоснование в философии Н.Ф.Фёдорова, актуальна и в наши дни. Важны размышления мыслителей-космистов о необходимости нравственной ориентации всех сфер человеческого знания и творчества, о космизации науки, о примирении и союзе веры и знания в общем деле сохранения и умножения жизни на Земле.

    Фёдоров может с полным правом считаться предтечей и пророком ноосферного мировоззрения, основы которого заложены в трудах В.И.Вернадского и П.Тейяра де Шардена. Возникшее в конце XX века движение «трансгуманизма» также имеет полное право считать Фёдорова своим предтечей. Нанотехнологии - не что иное, как реализация идей о «собирании из атомов» макроскопических тел, вплоть до тела человека. Хотя о реальной возможности сборки даже отдельной клетки сегодня говорит ещё рано (хотя вирус уже можно собрать из набора нуклеотидов) это направление не остановится в своём развитии. В то время, когда жил Фёдоров, даже крупные учёные сомневались в реальном существовании атомов.

    «Философия общего дела» нашла отклик в творчестве многих писателей, поэтов, художников XX века, таких как В.Брюсов и В.Маяковский, Н.Клюев и В.Хлебников, М.Горький и М.Пришвин, А.Платонов и Б.Пастернак, В.Чекрыгин и П.Филонов. Их творчество затронула глубина этических требований Фёдорова, своеобразие его эстетики, идеи регуляции природы, преодоления смерти, долга перед прошедшими поколениями. Не случайно писал о мыслителе А.Л.Волынский: «Фёдоров - единственное, необъяснимое и ни с чем не сравнимое явление в умственной жизни человечества. ... Рождением и жизнью Фёдорова оправдано тысячелетнее существование России. Теперь ни у кого на земном шаре не повернется язык упрекнуть нас, что мы не бросили векам и мысли плодовитой, ни гением начатого труда...».

    Мысль Циолковского: «Земля - колыбель человечества, но не вечно же жить в колыбели!» явно вдохновлена идеями Н. Ф. Фёдорова. Именно он впервые заявил о том, что перед восстановленным во всей полноте человечеством лежит путь к освоению всего космического пространства, в котором человек играет важнейшую роль носителя Разума, является той силой, которая противостоит разрушению и тепловой смерти Вселенной, которая неизбежно наступит, если человек откажется от своей роли проводника Божественных Энергий в тварный мир.

    Идеи Н.Ф.Фёдорова и позже вдохновляли создателей русской космонавтики. Его труды, изданные после смерти мыслителя в 1903 году последователями В.А.Кожевниковым и Н.П.Петерсоном под названием «Философия общего дела», внимательно читал С.П.Королёв.

    Вот почему имена Юрия Гагарина и Николая Фёдорова по праву можно поставить рядом в истории космонавтики.





    Другие новости по теме:
    Просмотров: 2542 | Комментариев: (2) | В закладки: | |    
    Опрос сайта
    Кем для Вас являются Герои-фронтовики, космонавты, Герои Советского союза

    Панель управления
    Регистрация | Напомнить?






      Логин:
    Пароль:
    Друзья сайта
    Бесплатная библиотека
    Дизайн Вашего сайта
    Рейтинг@Mail.ru